Экополис Тиберкуль
История создания
Во второй половине 1994 года религиозная община
Церкви Последнего Завета, объединившая научных
сотрудников, инженеров, агрономов, работников
искусства, медиков и мастеров-ремесленников из
различных городов России, приступила к созданию
в Курагинском районе Красноярского края
духовной обители. Администрация Красноярского
края выделила общине в аренду 250 га земли в районе
Сухой горы и озера Тиберкуль среди отрогов
Восточных Саян, между реками Казыр и Кизир.
Системное название поселения, которое вскоре
должно стать географическим - Обитель Рассвета.
Ноосферный аспект
Церковь Последнего Завета исповедует принципы
разумного и гуманного отношения к природе,
использования безвредных источников энергии,
применения эффективных экологических
технологий по очистке воды и переработке бытовых
отходов. Обитель Рассвета призвана
продемонстрировать образ жизни альтернативный
общепринятому, в котором разумная деятельность
людей не нарушает экологическое равновесие.
Таким образом, Обитель Рассвета представляет
собой ноосферное поселение, где образ жизни
ориентирован на духовное совершенствование.
Авторы считают, что такой путь ведет к спасению
Природы и человечества. Строительство поселения
проводится с учетом ограничений, обеспечивающих
экологическую устойчивость территории с
минимальным нарушением существующих связей.
В поселении стремятся внедрять в свою
деятельность чистые технологии по переработке
растительных даров Природы. Здесь отказались от
синтетических материалов и моющих средств, а
также других, трудно утилизируемых продуктов.
Поселенцы - строгие вегетарианцы, поэтому тут нет
мясного животноводства, охоты, рыболовства.
Разумные принципы организации жизни,
ориентированные на экологически
сбалансированное существование в гармонии с
природой, позволяют в перспективе создать на
базе 40 деревень Курагинского и Каратузского
районов автономную экологически
сбалансированную социальную систему.
Архитектурное планирование
Генеральная схема экополиса с проектом
детальной планировки выполнена красноярскими
специалистами. На высоте 800 м над уровнем моря
расположена Храмовая зона и поселение из пяти
домов. На высоте 500 м строится город.
Запланировано 120 усадеб с радиально-кольцевой
структурой. В центре круга - здания духовного и
культурного назначения. Жилые односемейные
усадьбы расположены вдоль 14 радиусов. В клиньях
между ними максимально сохраняется природный
ландшафт. Дома проектируются и строятся в
традициях деревянного зодчества. Построено
несколько жилых и общественных зданий, но пока
большая часть семей живет во временных зимних
строениях. В соответствие с генеральным планом
застройки растущее поселение в перспективе
превратится в большой посёлок, который
целесообразно было бы именовать ноосферным
экополисом.
Мировоззрение
Мировоззрение поселенцев основано на искренней
вере Богу, бескорыстной любви к ближним и всему
окружающему, на единении людей на всех уровнях - в
семье, поселении, на Земле-Матушке, во Вселенной.
Принципы выживания людей основаны на единой
духовной Истине, строгом выполнении Божиих
заповедей Любви. Все поселенцы - верующие люди.
Для них духовная основа - "Последний Завет"
[1], который должен завершить формирование
Христианства в Единую Религию. Одна из важнейших
задач поселенцев - превратить любое дело в
таинство творения Добра и Красоты, наполнить
каждый миг повседневной жизни излиянием тепла
своей души, проявлять абсолютную безвредность ко
всему окружающему, бережно относиться к Природе,
входя с ней в Гармонию. Прежде чем срубить любое
дерево, люди вступают в диалог с Природой, просят
на это разрешения, внутренне обязуясь
компенсировать причинённый ущерб. Такая
взаимосвязь человека с Природой основана на
тонких ощущениях и духовной интуиции.
Хозяйственная деятельность
Вследствие запрета на применение бензина и
дизельного топлива, поселенцы используют
энергию ветра, солнца, гужевой транспорт. Для
питания радиоаппаратуры и освещения применяются
солнечные батареи, полупроводниковые
термогенераторы и ветряные двигатели [2].
Генеральным планом предусмотрена установка
ветрогенераторов и микроГЭС на реке Табрат.
Хозяйственная деятельность в этой зоне кроме
деревянного зодчества включает: традиционные
народные и художественные промыслы,
собирательство в тайге, огородничество,
садоводство, коневодство и пчеловодство.
Необходимые для строительства пиломатериалы
общинники изготавливают на мощных пилорамах
американского производства, которые размещены в
промышленной зоне Обители Рассвета и в селе
Черемшанка. Практикуется разведение молочных и
пуховых коз. Развивается огородничество и
тепличное хозяйство. Есть опыт выращивания
минусинских арбузов, скороспелых дынь, амурских
сортов винограда, сои и фруктовых деревьев.
Экономическая устойчивость сообщества
осуществляется на основе малых производств и
реализации излишков изделий мастеров, например,
на ярмарках. Проводится совместная работа с
Красноярским культурно-историческим музеем и
Академией архитектуры, выставки с постоянной
экспозицией и реализацией изделий мастеров. В
селе Черемшанка создается детская туристическая
база. Для решения практических задач
хозяйственной деятельности поселенцы учредили
закрытое акционерное общество "ТАБРАТ" и
получили лицензии на проектно-изыскательскую и
строительно-монтажную деятельность.
Население и нравы
В Обители Рассвета проживает более 150 человек, из
них 1/3 - дети. Общая численность поселенцев,
разместившихся в окрестных деревнях, около 3000
человек. Средний возраст 35 лет. Среди поселенцев
есть учителя, врачи, художники, скульпторы,
композиторы, хореографы, певцы, танцоры и
музыканты. Сюда постоянно приезжают новые люди.
Обитель посетил губернатор Красноярского края
Александр Лебедь и был восхищен мастерством,
трудолюбием и нравственной основой поселенцев.
Они мало заботятся о материальных удобствах,
строят не только чистые и красивые дома, но
главное - храм в своей душе. Вопреки настроениям
общества глобального эгоизма, сформированного
на основе выделения заслуг, званий, чинов, санов,
наград, возвышения одних над другими, поселенцы
всемерно преодолевают свою гордыню - второе "я".
В этом смысл духовного совершенства. В каждой
деревне, селе теперь создается Единая Семья,
которая формируется на взаимном уважении, любви
и заботе о каждом человеке.
Дети
Воспитанию и образованию детей уделяется особое
внимание. На территории обители - самая высокая
рождаемость по России. Женщины в большинстве
своем рожают в воду. Роды принимают духовные
акушерки при свечах и с молитвами. Дети рождаются,
как правило, крепкие. Во многих семьях по 3-5 детей.
С 1996 года в селе Черемшанка действует
специализированная средняя школа с
экологическим и художественно-эстетическим
уклоном. Широко используется также семейное
обучение, выявление и развитие каждой
индивидуальности. В России сейчас около пятисот
действующих монастырей. В них тоже превалирует
духовное начало и этого нельзя недооценивать. Но
в них нет семей, нет детей, а значит и будущего,
они изолированы от жизни общества.
Проблемы
Преодоление инерции городской мирской жизни
требует высочайшего сосредоточения на главных и
наивысших духовных потребностях. Эта проблема
требует ежеминутной концентрации на
Божественном, что и является залогом истинного
самосовершенствования.
Существуют проблемы, связанные с суровым
сибирским климатом, отсутствием привычных
городских удобств и значительными физическими
нагрузками. Например, в январе 2001г. температура
воздуха падала до -45 градусов. Не выдерживая
испытания на прочность, некоторые поселенцы
возвращаются в города.
Сложной этической проблемой является
использование деревьев для строительства и
отопления. Поселенцы вынуждены использовать
деревья в традиционных целях вопреки своему
желанию. Ведется поиск альтернативных
технологий.
Проблема здоровья членов общины решается с
помощью традиционной медицины, народных методов,
а главное - на трепетной вере. В некоторых
деревнях действуют стоматологические кабинеты,
а в селе Петропавловка организован Медицинский
Центр.
Проблемы приобретения необходимого
оборудования для строительства города, дорог,
для осуществления дальней и ближней связи
неизбежно приводят к необходимости движения
денег. Одной из приемлемых форм получения
средств является издательская деятельность -
публикации последнего завета и сопутствующих
источников. Помимо внутренних источников
финансовую поддержку извне оказывают российские
и зарубежные единомышленники, но этого
недостаточно. Проблема финансовой и правовой
государственной поддержки весьма актуальна.
Лидер
Особенностью экополиса Тиберкуль, отличающей
его от множества других экопоселений в Европе,
Америке, Австралии [3], является приоритет
духовного начала. Духовное имя лидера Церкви
Последнего Завета - Виссарион (мирское имя -
Сергей Тороп, прим. Ред.). Он проживает в Обители
Рассвета со своей семьёй, иногда выезжая в города
России и за границу. На собственном примере он
учит поселенцев не только говорить, но, главным
образом, жить по заповедям Бога. Виссарион
является родоначальником модели выживания
человечества, которая может быть распространена
на любые другие территории нашей планеты. Любой
человек может приехать сюда и воплощать заповеди
Любви, данные нам 2000 лет назад. Учение Виссариона
на практике закладывает высоконравственные,
истинно ноосферные принципы жизни, указывает
пути выхода человечества из опасного кризиса и
является общечеловеческим достоянием.
Литература:
1. Последний Завет, тома I (1997), II (1998-1999), III (2000-2001).
Изд. "Иван Федоров".
2. Свет Истины из Сибири. Под редакцией К.Ф.
Комаровских, СПб, 2000.1967.
3. Р.Гилман. Экодеревни и устойчивые поселения (пер.
с английского), СПб, 1991.
Источник: http://a-press.ur.ru/pages/chernykh