С 1-го марта 1998 года вступил в силу Федеральный
закон Российской Федерации О несостоятельности (банкротстве),
далее Закон .
Впервые в законе одна из глав посвящена
особенностям банкротства крестьянского
фермерского хозяйства. Эти особенности
распространяются на крестьянские (фермерские)
хозяйства, не имеющие статуса юридического лица.
Особенности банкротства КФХ имеются в порядке
признания главы КФХ банкротом, в процедуре
осуществления внешнего управления, при
определении конкурсной массы крестьянского (фермерского)
хозяйства и ряда заключительных процедур,
применяемых при осуществлении процедуры
банкротства крестьянского (фермерского)
хозяйства.
Основанием признания крестьянского (фермерского)
хозяйства банкротом является его неспособность
удовлетворить требования кредиторов по денежным
обязательствам и (или) исполнить обязанность по
уплате обязательных платежей (ст. 167 Закона).
Из этого следует, что банкротом признается само
крестьянское (фермерское) хозяйство. И хотя в
наименовании следующей статьи говорится об
особенностях признания индивидуального
предпринимателя - главы КФХ банкротом, по смыслу
статьи речь идет о крестьянском хозяйстве, а не
только о главе. Так, одной из особенностей
является то, что заявление о признании главы КФХ
банкротом может быть подано в арбитражный суд
при наличии письменного согласия всех членов КФХ.
К заявлению должны быть приложены следующие
документы:
· список кредиторов и должников с указанием их
почтовых адресов и с расшифровкой кредиторской и
дебиторской задолженности;
· о составе и стоимости имущества крестьянского (фермерского)
хозяйства;
· о составе и стоимости имущества,
принадлежащего членам крестьянского (фермерского)
хозяйства на праве собственности, а также об
источниках, за счет которых приобретено
указанное имущество;
· о размере доходов , которые могут быть получены
крестьянским (фермерским) хозяйством по
окончании соответствующего периода
сельскохозяйственных работ;
· если в крестьянском (фермерском) хозяйстве,
желающим объявить себя банкротом есть наемные
работники, то на основании статьи 34 Закона к
заявлению также должен быть приложен протокол
собрания работников КФХ, на котором избран
представитель работников для участия в
арбитражном процессе по делу о банкротстве, если
указанное собрание проведено до подачи
заявления должника.
Если дело о банкротстве возбуждается по
заявлению кредитора, заявлению налогового или
иного уполномоченного органа или по заявлению
прокурора, указанные документы должны быть
приложены к отзыву на это заявление.
В отличии от процедур банкротства, применяемых
при рассмотрении дел о банкротстве должника-гражданина,
к крестьянскому (фермерскому) хозяйству
применяется процедура внешнего управления.
Учитывая сезонный характер работ крестьянского (фермерского) хозяйства, статья 169 Закона отражает особенности внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством. Главе КФХ в двухмесячный срок с момента принятия арбитражным судом заявления о признании КФХ банкротом предоставлено право представить в арбитражный суд план восстановления платежеспособности хозяйства (по общему правилу эта возможность есть только у собрания кредиторов). Если эти мероприятия по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ позволяют крестьянскому хозяйству погасить требования по денежным обязательствам и обязательным платежам, арбитражным судом вводится внешнее управление крестьянским (фермерским) хозяйством.
Внешнее управление вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной ) продукции. Этот срок не может превышать общий срок, установленный п.4 ст. 68 Закона ( 12 месяцев и может быть продлен не более чем на шесть месяцев) более чем на три месяца. Если за время внешнего управления произошел спад и ухудшение финансового состояния КФХ в связи со стихийными бедствиями, эпизоотиями и другими неблагоприятными условиями, срок внешнего управления может быть продлен на один год.
Есть особенности и в требованиях, предъявляемых к кандидатуре внешнего управляющего КФХ. Внешним управляющим может быть назначено лицо, не имеющее лицензии арбитражного управляющего. Полномочия внешнего управляющего могут осуществляться главой КФХ с согласия внешнего управляющего.
При определении состава конкурсной массы
имущества КФХ учитывается только имущество
крестьянского хозяйства, т.е. то, которое
находится в общей долевой собственности членов
КФХ: недвижимое имущество, в том числе насаждения,
хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и
др. Сооружения, продуктивный и рабочий скот,
птица, сельскохозяйственная и иная техника и
оборудование, транспортные средства, инвентарь и
другое имущество, приобретенное для КФХ на общие
средства его членов, а также право аренды
земельного участка и иные имущественные права ,
принадлежащие КФХ и имеющие денежную оценку. Не
включается в конкурсную массу имущество,
принадлежащее главе и членам КФХ на праве
собственности, а также иное имущество, в
отношении которого доказано, что оно приобретено
на доходы, не являющиеся общими средствами
хозяйства. Бремя доказательств лежит на
собственнике имущества.
При продаже имущества, входящего в конкурсную
массу КФХ обязательным условием является
сохранение целевого сельскохозяйственного
назначения продаваемых объектов. Продажа может
производиться только по конкурсу. Что касается
земли, то в случае банкротства КФХ принадлежащий
хозяйству земельный участок может отчуждаться
или переходить к другому лицу, Российской
Федерации, субъекту Российской Федерации или
муниципальному образованию в той мере, в какой
его оборот допускается земельным
законодательством.
С момента принятия решения о признании
крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом
и об открытии конкурсного производства
государственная регистрация главы КФХ в
качестве индивидуального предпринимателя
утрачивает силу.
Консультант по юридическим вопросам
РосАгроФонда
Е. Матигина