Реструктуризация задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Реструктуризация задолженности
сельскохозяйственных товаропроизводителей
важный вопрос при решении проблем
неплатежеспособности организаций и предприятий
АПК. Юридический отдел "НижАгроФонда" дает
комментарии по Постановлениям Правительства РФ ?
1146 и 1147 от 2 октября 1998 г., предусматривающих
возможность реструктуризации в Федеральный
бюджет и внебюджетные фонды. По данным
Госкомстата России на 01.01.98. из 26,9 тыс.
сельскохозяйственных предприятий и организаций
23,4 тыс (или 87%) имели просроченную кредиторскую
задолженность (без учета кредитов банков и
займов). Общая сумма просроченной задолженности
составила 63,8 трлн. неденоминированных руб.
Только за 1997 г. сумма задолженности по
сельскохозяйственным предприятиям РФ в 2,3 раза
превысило фактические платежи. А задолженность
скапливается с 1994 г. Очевидно, что погасить эту
задолженность в обычном порядке не удастся и это
становится государственной проблемой. Структура
задолженности: поставщики и подрядчики 38%; оплата
труда 9%; бюджеты 13%; внебюджетные фонды 34%; прочие
-6%. Первая группа кредиторов - поставщики и
подрядчики. Возможность реструктуризации
задолженности здесь определяется желаниями
каждого отдельного кредитора. Государство на
этот процесс может влиять слабо. Следующая
группа кредиторов- работники, перед которыми
имеется задолженность по заработной плате.
Государство в данной ситуации может требовать
только выплаты МРОТ, большего оно потребовать не
может. Третья группа кредиторов- бюджеты разных
уровней и внебюджетные фонды. Здесь видно, что
государство является основным кредитором
сельскохозяйственных организаций 47% от суммы
задолженности, причем задолженность бюджетам
всех уровней составила 13%, государственным
внебюджетным фондам 34%. Причинами накопления
задолженности, на наш взгляд, являются
существующая система сбора налогов и платежей во
внебюджетные фонды, высокие ставки пени,
безакцептный порядок снятия со счета
просроченного платежа и пени. Возможность
реструктуризации определяется Федеральным
Законом "О федеральном бюджете на 1998 год.",
благодаря этому можно провести реструктуризацию
федеральному бюджету и внебюджетным фондам. В
целях оздоровления финансового состояния
предприятий и организаций агропромышленного
комплекса, расширения возможности их
коммерческого кредитования в ст. 71 ФЗ "О
Федеральной Бюджете" сельскохозяйственным
товаропроизводителям, организациям по
техническому обслуживанию сельскохозяйственных
товаропроизводителей, организациям
перерабатывающей промышленности, не менее 51
процента голосующих акций (паев, долей) которых
принадлежит сельскохозяйственным
товаропроизводителям предоставляется отсрочка
до 1 декабря 2005 года по переоформленным в
государственный внутренний долг
централизованным кредитам, выданным в 1992 -1994
годах, и начисленным по ним процентам, с 1 января
1998 года плата за обслуживание государственного
внутреннего долга Российской Федерации по
указанным централизованным кредитам и
начисленным по ним процентам установлена в
размере 5 процентов годовых. Погашение
задолженности по указанным централизованным
кредитам и начисленным по ним процентам и
выплата процентов за обслуживание
государственного внутреннего долга Российской
Федерации производятся с 1 января 2000 года до 1
декабря 2005 года равными долями. Кроме того,
Правительству РФ и Центральному банку РФ
поручено переоформить в 1998 году не имеющую
источников возврата задолженность по состоянию
на 1 января 1998 года по централизованным кредитам,
выданным в 1992 - 1994 годах предприятиям и
организациям агропромышленного и начисленным по
ним процентам в сумме до 5,0 млрд. рублей в
государственный внутренний долг Российской
Федерации.
В ст. 74 предусмотрена отсрочка задолженности
сельскохозяйственных товаропроизводителей,
предприятий и организаций агропромышленного
комплекса по платежам в федеральный бюджет,
включая пени и штрафы, также предусмотрена
реструктуризация задолженности по платежам в
Пенсионный фонд Российской Федерации, включая
пени и штрафы, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования,
Государственный фонд занятости населения
Российской Федерации. с началом погашения
указанных долгов равными долями с 1 января 2000
года с уплатой процентов по обслуживанию
указанного долга в размере 5 процентов годовых.
Во исполнение ФЗ "О Федеральном бюджете> 2
октября 1998 г. Правительством РФ были приняты
Постановления ? 1146 "О порядке проведения в 1998
году реструктуризации задолженности
сельскохозяйственных товаропроизводителей,
предприятий и организаций агропромышленного
комплекса государственным внебюджетным фондам
РФ", ? 1147 "О предоставлении
сельскохозяйственным товаропроизводителям,
предприятиям и организациям агропромышленного
комплекса отсрочки (рассрочки) погашения
задолженности по платежам в Федеральный бюджет.
В Постановлении ? 1146 разрешается государственным
внебюджетным фондам Российской Федерации
предоставлять сельскохозяйственным
товаропроизводителям, предприятиям и
организациям агропромышленного комплекса на
основе соглашений, заключаемых с
государственными внебюджетными фондами
Российской Федерации, рассрочку на пять лет
погашения задолженности по платежам. Уплата
сельскохозяйственными товаропроизводителями
страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды, за исключением Фонда
социального страхования Российской Федерации, с
1 января по 1 октября текущего года производится
исходя из фактических выплат заработной платы,
но не менее сумм, исчисленных с минимального
размера оплаты труда, а в период с 1 октября
текущего года по 1 января следующего года
осуществляются окончательные расчеты. Перечень
предприятий агропромышленного комплекса, для
которых предусматривается реструктуризация
задолженности, определяется органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации совместно с органами управления
государственных внебюджетных фондов. Порядок
заключения соответствующих соглашений о
предоставлении рассрочек определяется органами
управления государственных внебюджетных фондов
Российской Федерации. Постановление? 1147
предоставляет отсрочку (рассрочку) на 5 лет
погашение задолженности сельскохозяйственным
товаропроизводителям, предприятиям и
организациям агропромышленного комплекса по
платежам в федеральный бюджет, включая штрафы и
пени, с даты принятия решения о предоставлении
отсрочки (рассрочки) и началом погашения
указанного долга с 1 января 2000 г. равными долями с
уплатой процентов по обслуживанию отсроченного (рассроченного)
долга в размере 5 процентов годовых. Размер
задолженности по обязательным платежам в
федеральный бюджет, подлежащей отсрочке (рассрочке),
по конкретным организациям определяется с
учетом погашенной в 1998 году части задолженности,
образовавшейся по состоянию на 1 января 1998 г.
Сумма задолженности по начисленным пеням,
подлежащая отсрочке (рассрочке), определяется с
учетом ее пересчета в соответствии с Порядком
пересчета задолженности юридических лиц по
уплате пеней по налогам и сборам, контроль за
взиманием которых осуществляется органами
Государственной налоговой службы РФ,
утвержденным Постановлением Правительства РФ от
9 июня 1998 г. N 576 "О начислении пеней и порядке
пересчета задолженности юридических лиц по
уплате пеней".
Для получения отсрочки (рассрочки) погашения
задолженности по обязательным платежам в
федеральный бюджет организации
агропромышленного комплекса представляют в
налоговый орган по месту их регистрации
заявление о предоставлении указанной отсрочки. К
заявлению прилагаются: сведения об имеющейся
задолженности по обязательным платежам в
федеральный бюджет по состоянию на 1 января 1998 г.
и даты платежа в 1998 году; документы бухгалтерской
отчетности (баланс предприятия, отчет о
финансовых результатах и использовании
финансовых ресурсов на последнюю отчетную дату);
документы, подтверждающие наличие и размер ранее
предоставленных отсрочек по обязательным
платежам в федеральный бюджет, срок действия
которых не истек к моменту подачи заявления;
обязательство налогоплательщика по уплате
отсроченной задолженности и процентов по
обслуживанию долга. В случае более чем
двукратного нарушения организацией
агропромышленного комплекса графика погашения
задолженности по обязательным платежам в
федеральный бюджет, а также при несвоевременном
и (или) неполном перечислении в федеральный
бюджет текущих обязательных платежей более чем
по четырем срокам уплаты налоговый орган в
месячный срок принимает решение о прекращении
действия предоставленной рассрочки уплаты
указанной задолженности. При этом организация
обязана уплатить всю оставшуюся сумму
задолженности по обязательным платежам и
проценты по обслуживанию отсроченного долга за
период фактического пользования отсрочкой. На
оставшуюся сумму задолженности начиная с 3 дня,
следующего за датой принятия решения о
прекращении отсрочки (рассрочки), начисляются
пени в размере, установленном действующим
законодательством. Кроме того Постановлением
рекомендовано органам исполнительной власти
субъектов РФ и органам местного самоуправления
осуществить отсрочку (рассрочку) погашения
задолженности сельскохозяйственных
товаропроизводителей, предприятий и организаций
агропромышленного комплекса по обязательным
платежам соответственно в бюджеты субъектов РФ и
местные бюджеты одновременно с предоставлением
отсрочки погашения задолженности по
обязательным платежам в федеральный бюджет. За
консультациями о порядке проведения
реструктуризации задолженности можно
обращаться в НижАгроФонд.
С.В.Удоденко
Зам. директора "НижАгроФонда" по правовым вопросам